Кафедральный собор города Пальмы де Майорка – Ла Сеу ( как его называют в народе) является главным религиозным сооружением Балеарских островов. Это строение в готическом стиле, расположенно на побережье средиземноморья.
Его строительство началось в 1229 году после Реконкисты островов Арагонским королем Хайме I. По легенде, флот короля Хайме I Завоевателя, по пути к завоеванию острова, попал в сильный шторм, и молясь о спасении Деве Марии, король поклялся в случае благополучного исхода и завоевании острова, построить храм в ее честь. Церковь была возведена на месте старой мечети. Работы продолжались на протяжении почти 4 века, вплоть до 1601 года когда церковь была освящена епископом Vic i Manrique. Первым архитектором проекта называют Pons de Coll, после него проект передали автору Кафедрального собора Барселоны Хайме Фабре. Работы над Собором начались с возведения Троицкой капеллы.
Вплоть до конца 14 века (в котором создавались несущие конструкции храма) структуру старой мечети адаптировали для христианских служб. И только когда приступили к возведению боковых порталов, вся старая мечеть была разрушена.
В 17 и 18 веке Собор несколько раз восстанавливали после обрушения сводов. В 1851 году после разрушительного землетрясения первоначальный суровый готический главный фасад был реконструирован в неоготическом стиле. В начале 20 века собор ждало еще одно кардинальное изменение. В 1904 году по приглашению епископа Bisbe Campins над восстановлением оригинального облика собора стал работать Antonio Gaudi. Реформы модерниста Гауди постоянно подвергались общественной критике. Одним из главных камней преткновения стал демонтаж «свечного коридора» в стиле мудехар: Гауди провел в собор электричество и заменил навесную свечную конструкцию лампами и канделябрами, размещенными на колоннах и стенах нефов. Кроме того, Гауди разделил хоры на две части и перенес их из центрального нефа в боковые. В 1914 году Гауди прекратил работу над собором.
Прямоугольный в плане собор имеет довольно внушительные размеры: 121 метр в длину, 55 метров в ширину и 44 метра в высоту. Его пространство площадью в 6.600 м² вмещает 18 тысяч человек. Стиль храма относят к так называемой левантийской (испанской) готике, отмеченной влиянием североевропейских архитектурных традиций. Собор представляет собой разновидность зального типа храма с тремя нефами без деамбулатория и трансепта. Благодаря разнице в высоте между центральным и боковыми нефами собор неплохо освещается большими, хотя и узкими окнами с великолепными витражами 14-16 веков. Главное окно-роза, известное как «Готическое око» считается самой большой готической розой в мире. Она имеет около 13 метров в диаметре и около 100 квадратных метров площади. 1236 стекол образуют в ней витраж с изображением звезды Давида. Интересно также, что главная роза располагается не над главным (западным) порталом, а на восточном фасаде, над центральным алтарем Королевской капеллы.
Два раза в год в храме можно увидеть удивительную картину, сотворенную солнечным светом. Около 8 утра 11 ноября и 2 февраля на несколько секунд на западной стене храма появляется переливающаяся цветная проекция главной розы.
Главный фасад Собора, обрамлен двумя парами больших башен. Скульптурная композиция тимпана главного портала (portal Mayor) представляет изображение сцены Успения Девы Марии в окружении пятнадцати ее символов по Лоретанской литании.
Самый большой и известный из порталов это 15-метровый южный портал в сторону моря -«Мирадор» (portal del Mirador). В 14 веке его называли порталом апостолов. Тема оформления его тимпана, в создании которого принимал участие знаменитый скульптор Гильем Сагрера, – тайная вечерня. Над фигурами апостолов располагается Бог-отец с шестью ангелами. Самый строгий и сдержанный из фасадов– северный.
В его центре находится готический портал «Альмойна» (portal de l’Almoina) с незаконченным тимпаном, в котором находится единственная скульптура Девы Марии Непорочного зачатия. К этому фасаду примыкают клуатр, два капитульных зала (барочный и готический), сакристия. Рядом с ним находится Дом Альмойны (16 век) – одно из немногих гражданских сооружений в готическом стиле. Его название происходит от милостыни (almoines), которую там раздавали беднякам после выхода с мессы. В настоящее время все эти северные помещения отданы музею Собора.
К северному фасаду также примыкает 48-метровая колокольня. Она состоит из трех ярусов, средний из которых служил когда-то тюрьмой. С тех времен сохранились росписи на стенах, сделанные заключенными. Один из девяти ее колоколов весит почти 6 тонн и имеет 2 метра в диаметре. Примечательно, колокольня по оси не совпадает с Собором.
В интерьере заслуживает внимания главный алтарь Королевской капеллы, освященный в 1346 году. Алтарь окружают четыре колонны, увенчанные ангелами с музыкальными инструментами (15 век). В начале 20 века над алтарем был установлен балдахин работы Гауди. Также здесь находится кафедра епископа. Маленькая капелла Троицы (Capilla de la Trinidad), возведенная на уровне семи метров от пола, является усыпальницей королей Хайме II и III, а также епископов. Саркофаги в ней установлены в 1950 году мастером Federico Mares. На полу сохранились остатки валенсийской мозаики 14 века.
В музее собора который был открыт в 1932 году, хранятся образцы ювелирного искусства, средневековая живопись, реликвии. Среди них выделяется 120-килограммовая серебряная дароносица, ежегодно использующаяся во время праздника тела Христова, а также инкрустированный драгоценными металлами и камнями реликварий 15 века с частицей Животворящего Креста (Vera Cruz).
Помимо богослужений, в нем регулярно проводятся органные концерты. Орган имеет четыре ручных клавиатур из 56 нот, и педаль 30 нот.
В 1931 году, Кафедральный Собор Пальмы был провозглашен художественно-историческим памятником.