На Балеарских островах евреи жили с античных времён. По крайней мере во 2 в. евреи уже жили на Балеарских островах.В 1146 г., спасаясь от преследований в Испании, евреи прибыли на Балеарские острова; в Пальме — главном городе Майорки — еврейская община имела тогда две синагоги, из которых одна, большая, была на улице Monti Sion ( которая впоследствии была конфискована).
После конкистации острова королем Хайме I, многие евреи бежали с континента на острова. В то время имела место интенсивная еврейская иммиграция из Южной Франции, Египта и других средиземноморских стран. Хайме I позволил евреям Майорки обращаться к нему лично с жалобами на действия администрации, подтвердил их право иметь своих резников, а евреям Пальмы разрешил приобретать недвижимость в городе и его окрестностях.
Правители Майорки открыто покровительствовали еврейской общине Майорке (хотя имели место и кратковременные периоды, когда правители придерживалась иной политики), предоставляя еврейским общинам привилегии свободной торговли и освобождая их от муниципальных и общих налогов (кроме податей, непосредственно платившихся королю); короли способствовали также автономии еврейских общин, свободе отправлений религиозного культа и росту частных накоплений, которые состояли прежде всего из процентных выплат по займам, предоставленным христианам.
Так например, в отличие от арагонских евреев, король Майорки, Хайме II разрешил им иметь свое кладбище и построить синагогу в «гетто», с тем, однако, чтобы она отнюдь не бросалась в глаза своей архитектурой. Евреи здесь не должны были, подобно арагонским и каталонским единоверцам, платить специальные подати в пользу королевской семьи или губернатора.
К XIV веку на Балеарах насчитывалось около тысячи еврейских семей. Ненависть к евреям па протяжении XIV в. возрастала, и покровительства, которое оказывалось королями еврейским общинам, уже было недостаточно, чтобы сдержать ее. Больше всего способствовали росту ненависти жалобы майоркинских горожан, которые лишались необходимых средств для уплаты чрезмерных городских налогов, поскольку еврейские общины были освобождены от податного обложения. На Майорке 24 августа 1391 года разразился еврейский погром; подверглись разрушению не только еврейские дома, но и христианские, в которых евреи скрывались. Около 300 евреев были убиты; 800 человек нашло убежище в королевском замке, а остальные спаслись тем, что приняли христианство (чуэтос).
В XV веке значение Майорки как центра международной торговли снизилось. Евреи начали покидать остров. Попытки арагонских королей династии Трастамара переселить на острова евреев из своих континентальных владений успехом не увенчались. К тому же в 1435 году по острову распространился кровавый навет, и тогда евреи стали уезжать еще более активно. Евреи долдны были выбрать, быть в изгнании или остаться на островах и принять християнство. Историки Майорки говорят о всеобщем крещении евреев в 1435 году. После этого события на островах осталось очень мало правоверных евреев; они попадались там лишь изредка, и фактически нельзя говорить о еврейском населении
Большинство еврейского населения покинуло Балеары и переселилось на территорию современного Алжира. Но многие семьи все же крестились и остались на островах. Таких выкрестов презрительно называли «шуэтас»/«чуэтас» (xuetas, что означало – свиноеды ( от каталонского xuia – мясо свиньи), хотя есть предположение что слово происходит от каталонского juetó –диминутив от judío- еврей) ), или же называли «hijos de la Calle», то есть «лица с улицы», «лица с той стороны улицы», «гетто».
Шуэтас, несмотря на свою формальную принадлежность к католицизму, не допускались на государственную службу. Тотальное отторжение шуэтас христианской средой неизбежно толкало их назад к еврейству и тайному соблюдению (в той или иной степени) предписаний иудаизма. Когда в 1488 году на Майорке был учреждён суд инквизиции, он объявил всеобщую амнистию. Амнистия была дарована также евреям, просившим прощения за отступничество. После уплаты крупного штрафа до 680 человек были приняты обратно «в лоно церкви». Однако позже тайных евреев начинают предавать сожжению. С 1509 по 1679 год публично сжигались тайные евреи. В 1679 году была раскрыта тайная синагога, несколько сот «свиноедов» были осуждены на пожизненное заключение.
Шуэтас не допускались в гильдии ремесленников, на кладбище у них был свой особый участок. Судьба этих отверженных прекрасно описана известным испанским писателем Висенте Бласко-Ибаньесом в романе Los muertos mandan («Мертвые повелевают»). Только в конце XVIII века шуэтас получили формальное равноправие.
Шуэтас Балеарских островов традиционно занимаются ювелирным делом (большей частью серебряных дел мастера), а также торговлей. Часть из них до настоящего времени проживает в Пальме в особом квартале, где у них есть своя отдельная церковь — церковь святой Евлалии. Они продолжают существовать как отдельная группа в значительной степени в результате старых предрассудков, все еще господствующих среди местных жителей. Если в первые столетия после насильственного крещения большая часть шуэтас в субботу не варила пищу и воздерживалась от работы, а в Песах не ела хлеб, то с каждым поколением связь с древними устоями ослабевала.
Было сделано немало попыток подсчитать число шуэтас на Майорке. Хотя многие из них носят традиционные фамилии, отличающие их от так называемых «старых христиан» (раньше это было важным моментом при дискриминации шуэтас), есть много таких, кто сменил фамилии и полностью замаскировал свое происхождение. Полагают, что число шуэтас достигает нескольких тысяч (по различным оценкам, от 10 до 15 тыс.), хотя в Пальме в традиционном квартале в начале 1970-х гг. насчитывалось около 300 шуэтас.