Российские бизнесмены, арестованные в Испании и обвиненные в организации преступного сообщества, имели тесные связи с российскими политиками, чиновниками и руководителями подконтрольных государству компаний. “Авторитетные” предприниматели были косвенным образом связаны и с премьер-министром Владимиром Путиным, указывает “Новая газета”.
Согласно испанскому обвинительному заключению, россияне Геннадий Петров, Александр Малышев и их партнеры, задержанные в ходе операции “Тройка”, через подчиненных и посредников контролировали контрабанду, мошенничество, взяточничество, наркотрафик и убийства.
Следственный судья Бальтасар Гарсон назвал группировку тамбовско-малышевской, обозначив связь Геннадия Петрова с арестованным в России в 2007 году лидером тамбовской группировки Владимиром Кумариным (Барсуковым), которого обвиняют в организации убийства, покушении на убийство и захвате собственности. По некоторым данным, именно Петров стал “преемником” Кумарина, возглавив группировку.
На Геннадия Петрова и его партнера Сергея Кузьмина, с которым Петров некогда сидел в одном следственном изоляторе, испанские правоохранительные органы вышли еще в мае 1997 года, расследуя дело об отмывании денег. Судя по испанскому обвинительному заключению, их имена были известны правоохранительным органам США и Евросоюза.
Однако у себя на родине эти люди занимали высокое положение, и в 1998—1999 годах были совладельцами банка “Россия”, который объединил знакомых Владимира Путина. Основным акционером банка и председателем совета директоров был Юрий Ковальчук, который создавал с Владимиром Путиным дачный кооператив “Озеро”. Акционер Николай Шамалов и бывший акционер Виктор Мячин также были соучредителями “Озера”.
Банк “Россия” сумел получить контрольный пакет крупного российского страховщика “СОГАЗ”, стал крупнейшим акционером Финансового союза “Державный”, которому принадлежат акции более 90 российских предприятий, основным владельцем “Национальной медиагруппы” (два телеканала и газета “Известия”). Подконтрольная банку структура управляет крупнейшим в России негосударственным пенсионным фондом “Газфонд”.
С банком и аффилированными с ним структурами связаны некоторые родственники Путина: сын его двоюродной сестры Михаил Шеломов, а также сын двоюродного брата премьера Михаил Путин, отмечает “Новая газета”.
Интересы сына Геннадия Петрова, Антона Петрова, и его партнеров пересекались с крупнейшей инвестиционно-строительной группой в России – “Балтийской строительной компанией” (БСК). Банк “Россия” до февраля 2005 года был среди акционеров филиала “БСК СПб”, а двоюродный племянник Путина Михаил Шеломов с мая по декабрь 2007 года числился учредителем “БСК-65”.
С бывшим лидером тамбовской группировки арестованных в Испании связывает энергетика, выяснили журналисты. Андрей Шумков, который представлял интересы Геннадия Петрова и Сергея Кузьмина на собраниях акционеров банка “Россия”, и некоторые связанные с ними фирмы имели непосредственное отношение к предприятиям топливно-энергетического комплекса и химической отрасли Санкт-Петербурга.
Банк “Россия” входил в число акционеров “Петербургской топливной компании” (ПТК), крупнейшей в регионе. А в 1998—1999 годах вице-президентом, зампредом совета директоров ПТК являлся Владимир Кумарин. Он же в 1999-м входил в совет директоров проекта “Знаменская” немецкой фирмы SPAG. А одним из консультантов SPAG, как известно, в прошлом значился Владимир Путин.
Знакомый Петрова: он знал “всех важных людей в Питере”
Как пишет “Новая газета”, Геннадий Петров и его сын знакомы с некоторыми руководителями подконтрольных государству компаний: например, с Наилем Малютиным, гендиректором “Финансовой лизинговой компании”, входящей в государственную “Объединенную авиастроительную корпорацию”, а также с бывшим первым замгендиректора “ФЛК” Андреем Бурлаковым.
“Геннадий Петров знал чуть ли не половину страны и уж точно почти всех важных людей в Питере”, – вспоминает знакомый Петрова, сотрудник одной из подконтрольных государству компаний, пожелавший остаться неизвестным. Он не думает, что Петров в чем-то виноват, и сочувствует ему.
В России многие отмечают, что близость криминала, бизнеса и власти обусловлена их общим прошлым. “Все мы “вышли из гоголевской шинели”, элиты происходят из тех же кругов”, – поясняет один из членов Российского союза промышленников и предпринимателей. Такой период был и в других странах, напоминает он.
“Передел собственности в девяностые годы проходил с прямым участием криминальных группировок и преступных авторитетов, – говорит депутат Госдумы, бывший сотрудник уголовного розыска Александр Куликов. – Если в России не будут сами проводить разбирательств, а будут дожидаться скандалов за рубежом, мы не сможем доказать, что строим отношения в обществе на основе закона”.
Источник: Новая газета